Инженерно-геологические изыскания автомобильных дорог

Чтобы с экономической точки зрения определить благоприятное направление трассы требуется заказать геологические изыскания для автомобильной дороги. Специалистами изучаются не только геологические процессы и явления, протекающие вдоль дорожного полотна, но также исследуются производственные силы района. Под этим следует понимать анализ направления и интенсивности потока пассажирских и грузовых перевозок. Изучив каждый участок, выделяют особенно сложные — называются районы тяготения дороги.

Проведение технических обследований на дороге

Помимо получения экономического обоснования целесообразности построения линейного объекта, в данном случае автомобильной дороги, значительный объем изысканий заключается в техническом обследовании местности и сооружений вблизи полотна. Под комплексным проведением работ понимают получение информации о гидрологических, метеорологических, геодезических и других важных характеристиках на дороге.

Основная цель геологов выяснить удовлетворяется ли основное требования для дороги, а именно максимальная безопасность для пассажиров и грузов. Поэтому на дорогах очень строго регламентируются минимальные радиусы кривых и максимальные уклоны.

При проектировании автомобильных дорог часто проводятся аэроизыскания. По снимкам, выполненным с летательных аппаратов, составляются изыскательские планы в масштабе 1:10 000. Специалистами изучается подходящий вариант трассы, а затем выносится в натуру. Чтобы сократить объем дорожных работ нередко обращаются за помощью к аэроразведочным данным, проводят аэронивелирование и используют радиогеодезические методы. На данном этапе проводят полевое трассирование — составляется разметка трассы по продольному и поперечному профилю. После проведения всех подготовительных работ по данным полевого трассирования проводят камеральное. На этом же этапе может потребоваться восстановление дорожной трассы.

Существуют определенные правила разбивки автомобильной дороги. Конструктивно полотно состоит из следующих основных элементов:         основная часть и второстепенные: проезды, кюветы, обочины и откосы. Обочины и откосы служат надежным укреплением проезжей части. Важно чтобы они четко примыкали к основной части дороги, а для этих целей проводят геодезические изыскания грунтов. Отбираются пробы пород, и в лабораторных условиях изучается их состав. Подвижные и слабые грунты могут цементироваться, заливаться битумом или другим скрепляющим составом.

При изучении климатических особенностей акцентируется внимание на создании поперечных уклонов для стока воды, чтобы она не препятствовала движению автомобилей.

Элементы дорожного полотна

Чтобы исследовать каждый отдельный участок автомобильной дороги проводится исполнительная съемка. С её помощью проверяются все проведенные измерения: исследуется ширина кюветов, обочин, откосов. Изучаются резервы: они должны быть спроектированы таким образом, чтобы в них не застаивалась вода. После окончательного возведения автомобильного полотна выполняется основное покрытие дороги асфальтовой крошкой, также то может быть каменный, либо бетонный слой, в зависимости от сложности участка и транспортной нагрузки. При проектировании дроги также уделяется внимание следующим важным элементам:

  • Виражи дорог позволяют создавать для полотна односкатный поперечный профиль. Их устраивают для дорог первой категории с кривыми радиусом менее 3000 метров.
  • Серпантины создаются при проведении трассирования дороги. Они представляют собой линии с очень крутыми зигзагами. Из-за разности высот образуются многокилометровые продольные склоны. Сложные внешние закругления и носят название серпантины. Они производятся на дорогах третьей, четвертой и пятой категории.
  • Примыкания и пересечения создаются в наиболее благоприятных условиях на местности.

После основных подготовительных работ на автомобильной дороге переходят к построению мостовых — это непростые конструктивные сооружения, возводимые для пересечения водных акваторий, оврагов и т.п., состоящие из ряда пролетов и опор. При формировании мостовых создается дополнительная разбивочная геодезическая сеть. В зависимости от степени сложности геологических условий при построении сети используются следующие методы: линейно-угловые построения, трилатерации, триангуляции. Пункты при формировании разбивочной сети крепятся на наиболее устойчивых местах. В процессе проведения работ по разбивке основы для мостовых используются светодальномеры, разбивочные рулетки, динамометры, шкаловые ленты и другое полезное геодезическое оборудование.

Последние новости Посмотреть все новости
Экспертиза инженерно-экологических изысканий

Экспертиза инженерно-экологических изысканий

Читать подробнее

Инженерно-геологические исследования

Инженерно-геологические исследования

Читать подробнее